Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу введения торгового сбора и на основании полученной информации сообщает следующее.
Статьей 413 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
В целях главы 33 Кодекса к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Объектами осуществления торговли в целях главы 33 Кодекса в отношении указанной торговой деятельности согласно пункту 4 статьи 413 Кодекса признаются: здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 413 Кодекса торговлей признается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Согласно пункту 2 и подпункту 1 пункта 4 статьи 413 Кодекса при осуществлении торговли через объекты стационарной торговой сети объектами осуществления торговли признаются: здание, сооружение, помещение, торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) установлено, что площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Кодексом и указанным Федеральным законом не установлено определение интернет-торговли. Данная торговля предполагает выбор и заказ товаров с использованием Интернета или по телефону с последующей доставкой покупателю товара курьером либо самовывозом товара покупателем. При этом доставка товаров может осуществляться как из объекта торговой сети, так и со склада.
При осуществлении торговли с использованием доставки товаров невозможно определить площадь торгового объекта, из которого осуществляется доставка товаров, — помещения, предназначенного для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, поэтому такой вид деятельности не является торговой деятельностью в виде торговли через объекты торговой сети.
Таким образом, торговля с использованием доставки товаров, заказанных по Интернету или телефону, в целях главы 33 Кодекса признается торговлей, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.
Для того чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно статье 2 Федерального закона включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Если склад не соответствует указанным требованиям, то не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях главы 33 Кодекса.
Если офис организации не соответствует указанным требованиям, то осуществление в нем деятельности по реализации торгового оборудования не является объектом обложения торговым сбором.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 4 Закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе» полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2011 г. № 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В связи с этим по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором и иным вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
Р.А. Саакян