Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов и на основании полученной информации сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Указанные налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.
При этом подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса определено, что уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде1.
Таким образом, в целях применения пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса сумма уплаченных страховых взносов в фиксированном размере уменьшает сумму налога (авансовых платежей по налогу) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором данный фиксированный платеж был уплачен.
Согласно пункту 7 статьи 346.21 Кодекса налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Статьей 346.23 Кодекса предусмотрено, что по итогам налогового периода представляется налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 346.23 Кодекса).
В связи с изложенным индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и не производящий выплат и иных вознаграждений физическим лицам, вправе уменьшать налог на сумму страховых взносов, уплаченных в налоговом периоде, за который подается налоговая декларация.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 16 Федерального закона № 212-ФЗ. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии со статьей 346.19 Кодекса налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Исходя из этого, если индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплатит за 2015 год страховые взносы в фиксированном размере, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., в марте 2016 года, то данный фиксированный платеж следует учитывать при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный (налоговый) период 2016 г.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
И.о. директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А. СААКЯН
1 Текст предложения приведен в соответствии с оригиналом.