В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании российской организации транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов речными сухогрузными судами или баржами между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.
Так, согласно положениям подпункта 4.1 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае если пункты отправления и назначения находятся на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
Таким образом, российская организация, приобретающая у иностранной организации, не состоящей на учете в российских налоговых органах, транспортно-экспедиторские услуги, связанные с перевозкой грузов речными сухогрузными судами или баржами между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость с применением ставки, предусмотренной пунктом 4 статьи 164 Кодекса. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога на основании указанной статьи 161 Кодекса.
В случае если контрактом с иностранным лицом, оказывающим услуги, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российской организации следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента
О.Ф. Цибизова