Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Из письма следует, что налогоплательщик - физическое лицо планирует получить право требования суммы долга у юридического лица, вытекающее из договора купли-продажи недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Соответственно, при погашении долга должником (юридическим лицом) датой получения дохода является день перечисления должником дохода на счет налогоплательщика - физического лица в банке либо по его поручению на счета третьих лиц.
Налог с дохода, выплачиваемого налогоплательщику при погашении долга по договору купли-продажи, исчисляется и уплачивается организацией-должником, признаваемой на основании пункта 1 статьи 226 Кодекса налоговым агентом.
Возможность учета физическим лицом расходов при приобретении права требования при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц Кодексом не предусмотрена.
Учет произведенных налогоплательщиком расходов при уступке прав требования согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса предусмотрен только в отношении договоров участия в долевом строительстве (договоров инвестирования долевого строительства или по другим договорам, связанным с долевым строительством).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН