Об НДС и налоге на прибыль при оказании российской организацией агентских услуг по организации предоставления грузовых железнодорожных вагонов белорусскому принципалу

Министерство финансов РФ письмо от 22.06.2016 № 03-07-08/36383
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость и ведения налогового учета в отношении агентских услуг, связанных с организацией предоставления грузовых железнодорожных вагонов, оказываемых российской организацией хозяйствующему субъекту Республики Беларусь в рамках агентского договора, и сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) между хозяйствующими субъектами государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) осуществляется в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

На основании положений пунктов 1, 28 и 29 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при выполнении работ, оказании услуг производится в соответствии с налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом местом реализации агентских услуг, в том числе связанных с организацией предоставления грузовых железнодорожных вагонов, оказываемых налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации агентских услуг, связанных с организацией предоставления грузовых железнодорожных вагонов, оказываемых российской организацией - агентом, признается территория Российской Федерации. При этом вознаграждение, получаемое российской организацией - агентом за оказание таких услуг, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по ставке в размере 18 процентов.

Что касается налогового учета доходов и расходов российской организации - агента, то в соответствии со статьей 316 Кодекса доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности.

Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со статьей 249 Кодекса с учетом положений статьи 251 Кодекса на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.

При этом согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Пунктом 9 статьи 270 Кодекса установлено, что в целях налогообложения прибыли не учитываются расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Таким образом, налоговый учет доходов и расходов российской организации - агента предопределяется условиями заключенного агентского договора.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА