Федеральная налоговая служба в связи с обращением рассмотрела письмо по вопросу, касающемуся взимания налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и реализуемым через российскую организацию - комиссионера, и сообщает следующее.
Порядок применения НДС во взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регламентируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Протокол).
На основании пункта 13 раздела III Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 13.1 - 13.5 Протокола.
При этом для целей раздела III Протокола собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Пунктом 13.3 раздела III Протокола установлено, что, если товары реализуются налогоплательщиком одного государства - члена ЕАЭС через комиссионера, поверенного или агента налогоплательщику другого государства - члена ЕАЭС и импортируются с территории первого государства - члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, - комиссионером, поверенным или агентом.
Согласно пункту 3 раздела II Протокола место реализации товаров в общем случае определяется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, если в момент отгрузки товар находится за пределами территории Российской Федерации, то местом реализации такого товара территория Российской Федерации не признается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного территория Российской Федерации местом реализации товаров, ввезенных с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации, не признается и реализация российской организацией - комиссионером по поручению армянской организации - комитента на основе договора комиссии на территории Российской Федерации товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения, объектом налогообложения НДС в Российской Федерации не является. Уплата НДС при таком импорте товаров осуществляется налогоплательщиками - собственниками товаров, приобретающими эти товары через комиссионера, в порядке, установленном разделом III Протокола.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН