В связи с обращением по вопросам установления дополнительных налоговых льгот в отношении медицинских товаров, а также сырья и комплектующих к данным товарам Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров:
важнейших и жизненно-необходимых медицинских изделий; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Вопрос об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость сырья и комплектующих изделий (запасных частей) для производства указанных товаров неоднократно рассматривался федеральными органами исполнительной власти и не был решен положительно, поскольку установление такого освобождения без наличия четких критериев отбора указанных сырья и комплектующих изделий может привести к освобождению от налогообложения неограниченного круга товаров, что приведет к потерям доходов федерального бюджета.
В то же время, учитывая принцип равенства налогообложения, предусмотренный статьей 3 Кодекса, принято решение о применении действующего освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, установленного подпунктом 2 статьи 150 Кодекса, только в отношении сырья и комплектующих изделий, аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
В связи с этим был принят соответствующий Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», вступающий в силу с 1 октября 2016 года.
Что касается предложений об освобождении от налога на добавленную стоимость услуг по ремонту, обслуживанию и испытаниям медицинской техники, а также производства высокотехнологичной медицинской техники и их комплектующих резидентами особых экономических зон, то данные предложения могут быть рассмотрены при подготовке изменений в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса исходя из действующих экономических условий.
В настоящее время в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 1144-р, в декабре 2016 года предусмотрена подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в статью 149 Кодекса, предусматривающих освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость лизинговых платежей по медицинскому оборудованию.
Одновременно сообщаем, что упоминаемое постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2002 г. № 19 утратило силу в связи с вступлением в силу с 13 октября 2015 года постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. № 1042 «Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость)».
Заместитель директора Департамента
О.Ф.ЦИБИЗОВА