Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносовво внебюджетные фонды, в том числе порядок администрирования страховых взносов по обязательномусоциальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 243-ФЗ) и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее — Закон № 250-ФЗ), в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. I. Законом № 243-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ) внесены следующие изменения и дополнения.
НК РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов в том числе в ФСС РФ по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.
В НК РФ устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, в НК РФ вводится новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены объект и база по страховым взносам, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы, в том числе пониженные, единая форма и сроки представления отчетности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 1 января 2017 года налоговому органу, предусмотрена возможность зачета произведенных плательщиками страховых взносов расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 5 Закона № 243-ФЗ действие пункта 2 статьи 431 НК РФ, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по ВНиМ уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.
Таким образом, в регионах Российской Федерации, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.
Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу.
Правильность и своевременность уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будет осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
При этом за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.
Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ), на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС РФ.
Межведомственный обмен информацией между ФСС РФ и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утвержденным руководителями ФНС России и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.
Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов, администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС РФ. II. Законом № 250-ФЗ внесены изменения и дополнения в целый ряд законов, связанных с администрированием страховых взносов, в том числе: 1) В Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ). С учетом внесенных изменений и дополнений за ФСС РФ сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, в том числе право проводить проверки: — камеральные проверки правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения; — камеральные проверки расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, отраженных в расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы; — выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками, проводимыми налоговым органом по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Указанные проверки проводятся территориальными органами ФСС РФ с 01.01.2017 в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ.
Копии решений о выделении средств на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в рамках межведомственного обмена информацией направляется территориальным органом ФСС РФ в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанных решений.
В соответствии с нормами Закона № 255-ФЗ страхователь имеет право обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ, или в суд.
2) В Закон № 125-ФЗ внесены изменения и дополнения в части администрирования ФСС РФ страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НС). Закон № 125-ФЗ дополнен нормами, определяющими расчетный и отчетный периоды по страховым взносам, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, сроки представления отчетности по форме, утвержденной страховщиком, в том числе уточненной. Также Закон № 125-ФЗ дополнен:
— главой IV.1. «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», включающей в том числе порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов, начисление пени, общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов и другое;
— главой IV.2. «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», включающей в себя порядок проведения и оформления камеральных и выездных проверок правильности исчисления и уплаты страховых взносов по НС, а также расходов на выплату страхового обеспечения;
— главой IV.3. «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающей порядок обжалования страхователем ненормативных актов органов страховщика, принятых по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика или в суд. Таким образом, с 1 января 2017 года ФСС РФ продолжает осуществлять функции администрирования доходов и расходов по обязательному социальному страхованию по НС в соответствии с положениями Закона № 125-ФЗ.
3) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признается утратившим силу с 1 января 2017 года.
III. Переходные положения.
В соответствии с Законом № 250-ФЗ за внебюджетными фондами, в том числе за ФСС РФ, сохраняется обязанность по:
— осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (статья 20 Закона № 250-ФЗ);
— принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных статьей 21 Закона № 250-ФЗ;
— исполнению обязанности по приему расчетов (уточненных расчетов) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года (статья 23 Закона № 250-ФЗ).
Кроме того, на территориальные органы ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года, с учетом требований, предусмотренных статьей 19 Закона № 250-ФЗ.