Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем, что порядок передачи некоммерческой организацией денежных средств в доверительное управление регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон № 275-ФЗ), согласно которому в доверительное управление передается имущество (в том числе денежные средства), составляющее целевой капитал. Иных способов передачи некоммерческой организацией целевых поступлений (кроме созданного целевого капитала) в доверительное управление не предусмотрено. При этом формировать целевой капитал вправе только некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, автономной некоммерческой организации, общественной организации, общественного фонда или религиозной организации.
В силу нормы пункта 2 статьи 251 НК РФ денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, а также денежные средства, полученные некоммерческими организациями от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом № 275-ФЗ, отнесены к средствам целевых поступлений, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Необходимо отметить, что согласно положениям пункта 14 статьи 250 НК РФ имущество (в том числе денежные средства), полученное некоммерческой организацией в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов.
Таким образом, если некоммерческая организация передает в доверительное управление целевые поступления в порядке, отличном от порядка, предусмотренного Законом № 275-ФЗ, то указанная передача влечет последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 НК РФ.
По вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче имущества в доверительное управление сообщаем, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ одним из объектов налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. При этом пунктом 1 статьи 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Согласно статье 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Таким образом, передача имущества в доверительное управление объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов