Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.
1. По вопросу реализации алкогольной продукции через мини-бары гостиничных номеров
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Розничная продажа алкогольной продукции в гостиницах и иных средствах размещения может осуществляться в гостиничных ресторанах (кафе, барах и т.п.), имеющих соответствующие лицензии и соответствующих лицензионным требованиям и условиям.
Порядком классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями, утвержденным приказом Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215, предусмотрено, что услуга мини-бара в гостиницах и иных средствах размещения отнесена к услугам питания.
Пунктом 20 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее — ЕГАИС).
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять в ЕГАИС:
n с 1 января 2016 г. сведения о закупке алкогольной продукции;
n с 1 июля 2016 г. сведения о розничной продаже алкогольной продукции в городских поселениях;
n с 1 июля 2017 г. сведения о розничной продаже алкогольной продукции в сельских поселениях.
При этом указанное в абзаце восьмом пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ требование не распространяется на учет розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Таким образом, с 1 января 2016 г. организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе через мини-бары, обязаны передавать в ЕГАИС информацию только о закупках алкогольной продукции и освобождены от передачи сведений в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции.
2. По вопросу закупки алкогольной продукции предприятиями отрасли гостеприимства в розничной торговле
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункту 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, закупка алкогольной продукции у организации, осуществляющей розничную продажу такой продукции, с целью ее использования в предпринимательской деятельности не соответствует законодательству Российской Федерации.
3. По вопросу фиксации возврата алкогольной продукции в системе ЕГАИС
В случае возврата алкогольной продукции поставщику розничная организация представляет в ЕГАИС заявку о фиксации информации о поставке продукции (в том числе экспорте и возврате) в соответствии с пунктом 2.1 формата, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 03.03.2016 № 54 «Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации информации в указанной информационной системе».
Поскольку возврат товара осуществляется в рамках заключенного договора поставки, а поставка алкогольной продукции сопровождается документами, установленными пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, то указанный возврат продукции также сопровождается данными документами.
Учитывая, что организации, осуществляющие оказание услуг общественного питания, фиксируют в ЕГАИС только сведения о закупке алкогольной продукции, фиксация в ЕГАИС возврата конечным потребителем продукции, дальнейший оборот которой невозможен, не предусмотрена Федеральным законом № 171-ФЗ.
4. По вопросу разделения штрафных санкций на уровни по степени и количеству нарушений
В настоящее время не планируется внесение изменений в законодательство Российской Федерации об изменении ответственности за совершенные нарушения в области розничной продажи алкогольной продукции.
Врио директора Департамента налоговой и таможенной политики
В.А. Прокаев