Вопрос: Согласно пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Законодательством не установлен перечень услуг, подпадающих под действие данного подпункта, из-за чего аэропорт облагает только часть оказываемых услуг налогом на добавленную стоимость. Налоговые органы отказывают авиакомпаниям в принятии вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным аэропортом.
Каков перечень услуг по обслуживанию российских авиакомпаний, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (в том числе с учетом Приказа Минтранса России от 17.07 2012 № 241) и оказываемых в аэропортах?
Ответ:
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу, касающемуся применения подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализация на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
При этом глава 21 Налогового кодекса не содержит определения понятия «услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов» и перечня таких услуг.
При решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС операций по реализации услуг по обслуживанию воздушных судов можно руководствоваться, в частности, приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» (в редакции приказа Минтранса России от 22.07.2013 № 254), в котором приведен перечень установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание, взимаемых за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также поименованы услуги, за которые они взимаются.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования налоговых отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от положений настоящего письма.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН