Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем — работодателем, в случае если его доход превысил 300 000 рублей за расчетный период, и сообщает следующее.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования: обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
На основании части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются лица:
производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (работодатели), в том числе индивидуальные предприниматели;
индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 упомянутой статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
Исходя из положений Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями и производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, уплачивают страховые взносы с сумм этих выплат и иных вознаграждений (статья 7 Федерального закона № 212-ФЗ) по соответствующим тарифам в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ они обязаны также уплачивать страховые взносы за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования исходя из своего дохода.
С 1 января 2014 года положениями статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:
в случае если доход плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период, размер страхового взноса составляет — 1 МРОТ x 26% x 12 мес.;
в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб., — 1 МРОТ x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.
При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ x 26% x 12 месяцев.
Таким образом, в случае если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов (1 МРОТ x 26% x 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ x 26% x 12 месяцев) (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется по-прежнему исходя из произведения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, и тарифа страховых взносов, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ (5,1%), увеличенного в 12 раз (МРОТ x 5,1% x 12 месяцев).
Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы по двум основаниям — с сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу своих работников, а также страховые взносы за себя исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, полученного за расчетный период.
Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае несоответствия уплаченных сумм страховых взносов полученным сведениям о доходах данных плательщиков страховых взносов, исходя из которых производится расчет указанных страховых взносов.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право получать письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, которым является Минтруд России.
Обращаем внимание, что в настоящее время приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в соответствии с которыми с 1 января 2017 г. администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передается от государственных внебюджетных фондов налоговым органам.
Заместитель директора Департамента
Л.А. Котова