Департамент налоговой и таможенной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения доходов от источников в Российской Федерации при их выплате лицу, являющемуся иностранным налоговым резидентом, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) о фактическом получателе дохода сообщает следующее.
Согласно положениям пункта 3 статьи 7 Кодекса в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в пункте 3 статьи 7 Кодекса положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Таким образом, статья 7 Кодекса, определяющая общие принципы применения международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения, устанавливает ограничение на применение льгот, установленных международными договорами. В частности, из пункта 4 указанной статьи следует, что если доход от источников в Российской Федерации выплачивается лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, но при этом такое лицо не является фактическим получателем такого дохода, к такому доходу не могут быть применены льготы, предусмотренные указанным международным договором.
Одновременно пункт 4 статьи 7 Кодекса определяет, что к налогообложению такого дохода в Российской Федерации могут быть применены положения иных международных договоров по вопросам налогообложения или части второй Кодекса.
Что касается учета рисков, принимаемых лицом, получающим доход от источников в Российской Федерации, для целей определения наличия у такого лица фактического права на доход, указанный критерий, по мнению Департамента, должен рассматриваться в совокупности с анализом функций, выполняемых таким лицом, а также иных критериев в зависимости от вида выплачиваемого дохода.
При этом следует учитывать также положения пункта 1 статьи 312 Кодекса, которыми, в частности, установлено, что освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам производится при предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, подтверждения, предусмотренного указанным пунктом, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента
А.В. Сазанов