Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу отнесения выполняемых (оказываемых) научными организациями работ (услуг) к научно-исследовательским, опытно-конструкторским, техническим и инжиниринговым работам (услугам) в целях применения налога на добавленную стоимость и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств Российского фонда фундаментальных исследований; Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, на основании подпункта 16.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.
Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются вышеуказанные работы, выполняемые за счет средств бюджетов как исполнителями, так и соисполнителями этих работ.
Указанной статьей Кодекса перечень документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от налогообложения, предусмотренного указанными подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлен.
По нашему мнению, основанием для освобождения от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средствах на оплату указанных работ.
Что касается отнесения услуг к инжиниринговым, то согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса к инжиниринговым услугам в целях применения налога на добавленную стоимость относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03‑02‑07/2–138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова