Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом о порядке налогообложения выплат, осуществляемых иностранным организациям — акционерам при уменьшении уставного капитала российского общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон) общество вправе, а в случаях, предусмотренных Законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 29 Закона решением об уменьшении уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций могут быть предусмотрены выплата всем акционерам общества денежных средств и (или) передача им принадлежащих обществу эмиссионных ценных бумаг, размещенных другим юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Статьей 251 Кодекса приведен закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 251 Кодекса перечислены основания, при которых доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником), не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В силу прямого указания названной нормы Кодекса в случае добровольного уменьшения акционерным обществом уставного капитала у акционера возникает доход, учитываемый для целей налогообложения прибыли организаций.
Согласно статье 247 Кодекса для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со статьей 309 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации (с учетом положений подпунктов 1 и 2 статьи 43 Кодекса), относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом.
Вместе с тем налогообложение доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации осуществляется с учетом положений соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, если таковое действует в отношениях между Российской Федерацией и государством, резидентом которого является данная иностранная организация.
При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать Комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал (далее — Комментарии и Модельная конвенция), на основе которой заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.
Согласно пункту 28 Комментариев к статье 10 «Дивиденды» Модельной конвенции выплаты, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли на основе решения, принимаемого на ежегодных собраниях акционеров компании, но также иные выплаты в денежной форме или имеющие денежный эквивалент, такие как премиальные акции, премии, ликвидационные выплаты и скрытое распределение прибыли. Как правило, распределение прибыли, которое сопровождается уменьшением прав, например выплаты, представляющие собой возврат капитала в любой форме, не рассматриваются как дивиденды.
Таким образом, доход в виде выплат, производимых акционерам в результате уменьшения уставного капитала российского акционерного общества, не превышающих вклад акционера в уставный капитал, квалифицируется как «другие доходы» в соответствии с нормами соглашений об избежании двойного налогообложения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов