Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 249-ФЗ) пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнен подпунктом 37, согласно которому налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, могут уменьшать полученные доходы на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - плата).
При исчислении авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - налог по УСН), за отчетные периоды налогоплательщики учитывают в расходах фактически уплаченную сумму платы за отчетный период, уменьшенную на сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленную за отчетный период в соответствии с главой 28 Кодекса в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.
Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона № 249-ФЗ пункт 2 статьи 363 Кодекса дополнен положениями, предусматривающими, что налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу не уплачивают.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 Федерального закона № 249-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (с 03.07.2016). При этом действие положений подпункта 37 пункта 1 статьи 346.16 и пункта 2 статьи 363 Кодекса (в редакции Федерального закона № 249-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу по УСН исходя из ставки налога по УСН и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу по УСН.
При этом ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу по УСН засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу по УСН за отчетный период и суммы налога по УСН за налоговый период.
Согласно пункту 5 статьи 346.18 Кодекса при определении налоговой базы по налогу по УСН доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Для целей исчисления налоговой базы по налогу по УСН налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно статье 346.24 Кодекса ведут учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих вышеуказанную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н (далее - Книга учета доходов и расходов). Форма Книги учета доходов и расходов предусматривает ведение данной Книги нарастающим итогом.
Таким образом, учитывая, что доходы и расходы определяются организациями в Книге учета доходов и расходов нарастающим итогом и сумма авансовых платежей по налогу по УСН рассчитывается также нарастающим итогом с начала налогового периода, то, по мнению Департамента, исключение уплаченных авансовых платежей по транспортному налогу в отношении вышеуказанных транспортных средств за первый квартал 2016 года из состава расходов при исчислении авансового платежа по налогу по УСН, а также из состава расходов в Книге учета доходов и расходов возможно произвести по итогам девяти месяцев 2016 года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН