Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 290‑ФЗ)) (далее — Федеральный закон № 54‑ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54‑ФЗ.
Пунктом 4.7 Федерального закона № 54‑ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке и бланке строгой отчетности, в том числе наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость).
Согласно пункту 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54‑ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Кроме того, обращается внимание, что в случае осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в счет третьих лиц за реализованные товары (работы, услуги) лицом, осуществляющим указанную деятельность, необходимо соблюдать требования Федерального закона от 03.06.2009 № 103‑ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе в части применения контрольно-кассовой техники и использования специальных банковских счетов.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161‑ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон № 54‑ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290‑ФЗ) не содержал положений, освобождающих от применения контрольно-кассовой техники налогоплательщиков, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет посредством наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием такого вида электронного средства платежа, как платежная карта.
Согласно положениям Федерального закона № 290‑ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в порядке, установленном Федеральным законом № 54‑ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290‑ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. При этом контрольно-кассовая техника, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом № 54‑ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290‑ФЗ) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Федерального закона № 290‑ФЗ регистрация и перерегистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, с 01.02.2017 не допускаются, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона № 54‑ФЗ (в редакции Федерального закона № 290‑ФЗ).
Дополнительно сообщается, что согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять контрольно-кассовую технику с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров