В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан лома и отходов черных и цветных металлов Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Статьей 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) определено, что взимание налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств — членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства-члена на территорию другого государства — члена ЕАЭС товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, установлен статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). При этом лом и отходы черных и цветных металлов в указанный перечень не включены.
Таким образом, при ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств — членов ЕАЭС лома и отходов черных и цветных металлов налог на добавленную стоимость должен уплачиваться в общеустановленном порядке.
Однако Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 28 декабря 2015 г. № 309-КГ15-11310 и от 30 мая 2016 г. № 168-ПЭК16 при рассмотрении вышеуказанного вопроса указал, что на основании положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года, Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, статей 3, 7, 177, 149, 150 Кодекса применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран — участниц Таможенного союза при условии освобождения от налога на добавленную стоимость оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, противоречит нормам и принципам международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран — участниц Таможенного союза. В связи с этим при импорте товаров с территории государств — членов ЕАЭС необходимо учитывать положения не только статьи 150 Кодекса, устанавливающей перечень товаров, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость при ввозе их на территорию Российской Федерации, но и статьи 149 Кодекса, регулирующей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова