Во исполнение пункта 48 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2011 году, утвержденного приказом ФАС России в 2011 году, утвержденного приказом ФАС России от 31.03.2011 № 224, ФАС России направляет Методические рекомендации по проведению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства для использования в работе.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ И ЕЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ПЛАНОВЫХ И ВНЕПЛАНОВЫХ ВЫЕЗДНЫХ
ПРОВЕРОК ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Настоящие Методические рекомендации по проведению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства (далее - Рекомендации) служат целям соблюдения установленного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденным приказом ФАС России от 24.02.2010 № 89 (далее - Регламент), порядка обеспечения подготовки и проведения Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) и ее территориальными органами (далее - территориальный орган, далее вместе - антимонопольный орган) плановых и внеплановых выездных проверок соблюдения антимонопольного законодательства (далее - проверка) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, коммерческими и некоммерческими организациями, при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, их структурными подразделениями, в том числе филиалами и представительствами, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, иными физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющими профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (далее - проверяемое лицо) (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
I. Распределение полномочий между ФАС России и территориальными органами
1.1. ФАС России проводит:
1.1.1. плановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации независимо от места совершения нарушения либо места нахождения проверяемого лица, включенных в план проверок ФАС России;
1.1.2. внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации, а также по поручению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (статья 25.1 Закона о защите конкуренции, статья 10 Закона № 294-ФЗ).
1.2. Территориальный орган проводит:
1.2.1. плановые проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации, осуществляющих деятельность на территории соответствующего территориального органа, включенных в план проверок этого территориального органа;
1.2.2. внеплановые проверки территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов, их структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, иных физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации, осуществляющих деятельность на территории соответствующего территориального органа (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
II. Основания проведения проверок
2.1. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых антимонопольным органом ежегодных планов проведения плановых проверок (далее - план проверок). Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (статья 9 Закона № 294-ФЗ, статья 25.1 Закона о защите конкуренции). Предметом плановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
2.2. Внеплановые проверки проводятся на основании сообщений и заявлений, поступивших от физических и юридических лиц, материалов, поступивших из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений, сообщений средств массовой информации, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также истечение срока исполнения предписания, ранее выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией в порядке, установленном главой 7 Закона о защите конкуренции (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
Предметом внеплановой проверки являются соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или исполнение ранее выданного предписания (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
III. Особенности подготовки проведения проверок
3.1. Особенности подготовки проведения плановой проверки.
3.1.1. Основанием для включения проверяемого лица в план проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (статья 9 Закона № 294-ФЗ, статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
3.1.2. Согласно статье 13 Закона № 294-ФЗ срок проведения проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.
В разъяснениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации указано об отсутствии необходимости в соблюдении интервала в три года между проверками юридического лица и его обособленных подразделений (в том числе филиалов и представительств), которые расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации (разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, письмо от 24.05.2011 № 73/3-217-2011).
3.1.3. При формировании планов проверок необходимо учитывать, что контрольные мероприятия, для которых на 31 декабря текущего года отсутствуют указанные в пункте 3.1.1 Рекомендаций основания, не подлежат включению в планы проверок (разъяснения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, письмо от 11.11.2010 № 73/3-319-2010).
3.1.4. Перед включением в план проверок проверяемого лица необходимо установить следующее:
- полное наименование и телефоны проверяемого лица;
- адрес фактического места нахождения (места жительства) и адрес регистрации проверяемого лица;
- наличие структурных подразделений у проверяемого лица, в том числе филиалов и представительств, а также места их расположения.
3.1.5. В планах проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, деятельность которых подлежит плановой проверке;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование антимонопольного органа, осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, территориальные органы направляют проекты планов проверок в органы прокуратуры в соответствующих субъектах Российской Федерации (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.7. Структурные подразделения центрального аппарата ФАС России в срок до 10 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют проект плана проверок в структурное подразделение ФАС России, ответственное за подготовку плана проверок центрального аппарата ФАС России. Проект плана проверок центрального аппарата ФАС России направляется ФАС России в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3.1.8. Органы прокуратуры в соответствующих субъектах Российской Федерации рассматривают проекты планов проверок, указанных в пункте 3.1.7 Рекомендаций, на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 Закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.9. Генеральная прокуратура Российской Федерации рассматривает проекты планов проверок, указанных в пункте 3.1.8 Рекомендаций, на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 Закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносит предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.10. При установлении органами прокуратуры в соответствующих субъектах Российской Федерации несоответствия представленных территориальным органом конкретных пунктов проекта плана требованиям законодательства Российской Федерации подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляется территориальный орган до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.11. Генеральная прокуратура Российской Федерации при установлении несоответствия представленных структурным подразделением центрального аппарата ФАС России, ответственным за подготовку плана проверок центрального аппарата ФАС России, конкретных пунктов проекта плана требованиям законодательства Российской Федерации исключает подобные пункты, о чем мотивированно уведомляет ФАС России до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.12. Территориальный орган рассматривает предложения органа прокуратуры в субъекте Российской Федерации и по итогам их рассмотрения направляет в соответствующий орган прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, план проверок (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.13. Структурное подразделение центрального аппарата ФАС России, ответственное за подготовку плана проверок центрального аппарата ФАС России, рассматривает предложения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и по итогам их рассмотрения направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, план проверок центрального аппарата ФАС России (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.14. Порядок подготовки плана проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 (далее - постановление № 489) (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.15. Утвержденный территориальным органом план проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (постановление № 489).
3.1.16. Органы прокуратуры в субъектах Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля планы проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.17. Территориальные органы и структурные подразделения центрального аппарата ФАС России в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют планы проверок в структурное подразделение ФАС России, ответственное за подготовку ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (далее - ответственное структурное подразделение ФАС России), для формирования и утверждения сводного плана проведения плановых проверок (далее - сводный план проверок) (постановление № 489).
3.1.18. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.19. ФАС России размещает утвержденный сводный план проверок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года (статья 9 Закона № 294-ФЗ).
3.1.20. Внесение изменений в план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (постановление № 489).
3.1.21. Порядок внесения изменений аналогичен порядку формирования сводного плана проверок. После согласования с соответствующим органом прокуратуры вносимых в сводный план проверок изменений территориальный орган письменно информирует ответственное структурное подразделение ФАС России с предоставлением всех материалов и пояснительной записки с обоснованием внесения изменений. Указанное структурное подразделение готовит проект приказа ФАС России о внесении соответствующих изменений в сводный план проверок (постановление № 489).
В центральном аппарате ФАС России проект приказа о внесении изменений в сводный план проверок готовит то структурное подразделение, по инициативе которого вносятся соответствующие изменения в сводный план проверок. Проект приказа визирует ответственное структурное подразделение ФАС России.
3.1.22. Копия приказа после регистрации направляется в ответственное структурное подразделение ФАС России для направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
3.1.23. Сведения о внесенных в план проверок изменениях территориальным органом в десятидневный срок со дня их внесения направляются в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте территориального органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (постановление № 489).
3.1.24. ФАС России в десятидневный срок со дня внесения изменений в сводный план проверок корректирует указанный план проверок и размещает на официальном сайте (постановление № 489).
3.2. Особенности подготовки проведения внеплановой проверки.
3.2.1. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в антимонопольный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки (статья 10 Закона № 294-ФЗ).
3.2.2. Согласование проведения внеплановой выездной проверки проверяемого лица с органами прокуратуры не требуется (статьи 1, 10 Закона № 294-ФЗ).
3.2.3. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
3.2.4. Предварительное уведомление проверяемого лица о начале проведения внеплановой проверки в случае проверки соблюдения требований статей 11 и 16 Закона о защите конкуренции не допускается (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
IV. Подготовка проведения проверки
4.1. Перед проведением проверки ответственному исполнителю необходимо установить следующее:
- полное наименование, адреса, номера телефонов и факсимильной связи проверяемого лица;
- фамилии, имена, отчества руководителя, его заместителей и руководителей структурных подразделений;
- адрес фактического места нахождения (места жительства) и адрес регистрации проверяемого лица;
- наличие филиалов и представительств у проверяемого лица, а также места их расположения;
- наличие проверяемого лица в сводных планах проверок, размещенных на официальном сайте антимонопольного органа, а также на официальных сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и органа прокуратуры в субъекте Российской Федерации.
4.2. В случае отсутствия на официальных сайтах, указанных в пункте 4.1 Рекомендаций, сведений о проверке проверяемого лица, включенного ранее в согласованный с органами прокуратуры в субъектах Российской Федерации план проверок, необходимо письменно уведомить об обнаруженном факте соответствующий орган прокуратуры в субъекте Российской Федерации и ответственное структурное подразделение ФАС России. Структурные подразделения ФАС России в указанных случаях информируют ответственное структурное подразделение ФАС России.
4.3. Плановая проверка в указанных в пункте 4.2 Рекомендаций случаях проводится после согласования с соответствующим органом прокуратуры и размещения на официальных сайтах соответствующих органов, а также уведомления ответственного структурного подразделения ФАС России.
4.4. Согласно статье 20 Закона № 294-ФЗ проведение проверки с нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок относится к грубым нарушениям и может повлечь признание ее недействительной в установленном законом порядке.
4.5. Перед проведением проверки ответственному исполнителю необходимо подготовить и утвердить за десять дней до даты начала проведения проверки приказ о проведении проверки (далее - приказ), а также подготовить письмо руководителю проверяемого лица о проведении проверки с приложением заверенной антимонопольным органом копии приказа (далее - уведомление) (пункты 3.23, 3.25 Регламента).
4.6. В приказе должны указываться:
наименование антимонопольного органа;
наименование проверяемого лица;
адрес места нахождения (места жительства) проверяемого лица;
информации о проведении (отсутствии проведения) проверки структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств) проверяемого лица с указанием адресов проверяемых подразделений;
цель, задачи и предмет проведения проверки;
вид проверки - плановая или внеплановая;
форма проверки - выездная;
срок проведения проверки, с указанием даты начала и окончания проведения проверки;
правовые основания проведения проверки;
перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
перечень документов, представление которых проверяемым лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должности, номера и даты выдачи служебных удостоверений членов инспекции;
поручение инспекции - составить акт по результатам проведения проверки (Закон о защите конкуренции, Закон № 294-ФЗ, Регламент).
В состав инспекции должно входить не менее трех человек в центральном аппарате ФАС России и не менее двух человек в территориальном органе (пункт 3.21 Регламента).
В случае проведения внеплановой проверки исполнения предписания антимонопольного органа, выданного ранее, руководителем инспекции, осуществляющей проверку исполнения предписания, не может быть член комиссии, которая выдавала проверяемому лицу предписание.
4.7. В уведомлении должны содержаться:
1) основание проведения проверки;
2) срок проведения проверки;
3) требование о создании условий для работы инспекции;
4) требование к руководителю проверяемого лица об обязанности предоставления информации и документов в трехдневный срок со дня получения требования, необходимых для проведения проверки, по запросу антимонопольного органа и ответственности за невыполнение указанного требования в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
4.8. При подготовке проверки следует провести предварительное изучение информации с официального сайта проверяемого лица в целях определения деятельности проверяемого лица, наличие контрагентов, документов, на основании которых они осуществляют свою деятельность и т.п.
4.9. В случае проведения плановой проверки следует не менее чем за три рабочих дня до начала проверки, а в случае внеплановой проверки - не менее чем за двадцать четыре часа до начала проверки, указанной в приказе, направить по факсу либо вручить с нарочным письмо, содержащее уведомление о проведении проверки и копию приказа о проведении проверки руководителю проверяемого лица (статья 25.1 Закона о защите конкуренции, статья 10 Закона № 294-ФЗ).
V. Процедуры проведения проверки
5.1. Инспекция приступает к проверке в день начала проверки, указанной в приказе (пункт 3.27 Регламента).
5.2. По прибытии к проверяемому лицу руководитель инспекции:
- вручает руководителю проверяемого лица либо его заместителю заверенную антимонопольным органом копию приказа, в случае если он не был вручен ранее;
- знакомит руководителя проверяемой организации либо его заместителя с административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, разъясняет основания и цели проведения проверки;
- принимает меры для обеспечения условий проведения проверки (помещения, рабочие места, компьютерная техника, оргтехника, средства связи и прочее);
- совместно с руководством проверяемого лица определяет сотрудников проверяемого лица, ответственных за предоставление информации (пункт 3.34 Регламента).
При проведении выездных проверок члены инспекции не вправе вступать в такие отношения с руководством и сотрудниками проверяемого лица, которые могут его скомпрометировать или повлиять на их способность действовать независимо.
Все переговоры с руководителем проверяемой организации или его представителем руководитель инспекции обязан вести в присутствии не менее еще одного члена инспекции.
По завершении выездной проверки и до принятия антимонопольным органом решения в отношении проверяемой организации все переговоры с лицами, так или иначе имеющими отношение к ней, вести в порядке, определенном нормативными актами ФАС России.
5.3. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица антимонопольного органа, осуществляющего проверку, влечет за собой ответственность в соответствии с частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок или уклонение от таких проверок, а также осуществление указанных действий (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 19.4.1 КоАП (статья 252 Закона о защите конкуренции).
5.4. В начале проведения проверки необходимо установить:
- учредителей, подведомственность проверяемого лица, фамилии, имена, отчества и номера телефонов должностных лиц проверяемого лица;
- организационно-штатную структуру и систему взаимодействия структурных подразделений (в том числе филиалов и подразделений), распределение полномочий и ответственности среди них при выполнении функций.
5.5. По получении требуемой информации инспекция проводит проверку на соответствие антимонопольного законодательства, в том числе:
- документов, на основании которых проверяемое лицо уполномочено осуществлять деятельность;
- документов проверяемого лица, регламентирующих процедуру осуществления деятельности (приказы, распоряжения и т.д.);
- основания, порядок отбора и заключения контрактов, договоров, соглашений с контрагентами;
- правовых актов проверяемого лица;
- акты, соглашения и договоры, заключенные проверяемым лицом;
- деловую корреспонденцию проверяемого лица, в том числе в электронной форме;
- финансовых, отчетных, контрольных, плановых, аналитических документов проверяемого лица;
- иных документов и материалов, необходимых для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях;
- информации и сведений, полученных путем опроса;
- исполнение предписаний, выданных антимонопольным органом (статья 25 Закона о защите конкуренции, пункт 3.36 Регламента).
5.6. Некоммерческие организации подлежат проверке исключительно в части соблюдения ими положений статей 10, 11, 14 - 17.1, 19 - 21 Закона о защите конкуренции при осуществлении ими предпринимательской деятельности или координации экономической деятельности других хозяйствующих субъектов. На основании Закона о защите конкуренции не могут проводиться проверки соответствия деятельности некоммерческих организаций целям деятельности, предусмотренным учредительными документами таких организаций (статья 25.1 Закона о защите конкуренции).
5.7. Инспекция проводит проверку в присутствии руководителя проверяемого лица, его представителя, в случае необходимости, экспертов, специалистов и понятых (статья 25.1 Закона о защите конкуренции, Закон № 294-ФЗ).
5.8. В процессе проведения проверки инспекция осуществляет систематизацию выявленных признаков нарушений законодательства Российской Федерации для составления акта проверки, в том числе:
- составляет перечень нарушений;
- составляет перечень нарушений, связанных с неисполнением предписания, выданных антимонопольным органом или исполнения не в полном объеме либо не в срок.
5.9. При проведении проверки должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию посредством вручения проверяемому лицу, его представителю под роспись мотивированного требования о представлении документов и информации.
Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью ответственного должностного лица либо руководителя проверяемого лица (статья 254 Закона о защите конкуренции).
5.10. Непредставление в установленный срок или предоставление заведомо недостоверных сведений и информации влечет за собой ответственность в соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП (статья 254 Закона о защите конкуренции, пункт 3.43 Регламента).
Порядок подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России утвержден приказом ФАС России от 21.10.2008 № 415.
5.11. Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП, должно быть возбуждено не позднее следующего дня после дня, установленного для представления необходимых документов (информации).
5.12. Для обоснования реализации выполнения договоров необходимо затребовать от проверяемого лица бухгалтерские документы, подтверждающие оплату за реализацию товара, в том числе бухгалтерский баланс, выписку по счетам с контрагентами, акты выполненных работ, акты сверки с контрагентами и т.д.
5.13. За три дня до даты окончания проверки, указанной в приказе, ответственному исполнителю необходимо подготовить проект акта проверки.
VI. Оформление результатов проверки
6.1. По результатам проведенной проверки инспекция составляет акт проверки в двух экземплярах по форме, установленной Регламентом.
6.2. Структура акта о результатах проверки включает:
1) вводную часть, в которой указываются:
- наименование антимонопольного органа;
- наименование, номер и дата акта;
- дата, время и место составления акта проверки;
- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
- адрес проверяемого лица;
- дата и номер приказа руководителя антимонопольного органа о проведении проверки;
- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
- основания, цели и сроки осуществления проверки;
- состав инспекции с указанием фамилии, инициалов, должностей;
- перечень документов и сведений, изученных в ходе проверки;
2) описательную часть, в которой указываются:
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- перечисление выявленных нарушений, с указанием нарушенных норм законодательства Российской Федерации;
- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя проверяемого лица, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у проверяемого лица указанного журнала;
3) резолютивную часть, в которой содержатся:
- выводы о наличии (либо отсутствии) в действиях проверяемого лица признаков нарушений, с перечислением нарушенных норм Закона о защите конкуренции, по результатам проведенной проверки;
- сведения об исполнении (либо неисполнении) предписаний (предложений) антимонопольного органа, в случае если таковые были;
- подписи должностных лиц, проводивших проверку (пункт 3.54 Регламента).
6.3. Акты подписываются всеми членами Инспекции (пункт 3.54 Регламента).
Акт проверки регистрируется в журнале регистрации актов проверок структурным подразделением, ответственным за подготовку сводного плана проверок (в территориальном органе - лицом, ответственным за организацию делопроизводства) (пункт 3.60 Регламента).
6.4. Второй экземпляр акта направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу либо его представителю в последний день проведения проверки, указанной в приказе (статья 256 Закона о защите конкуренции).
6.5. Первый экземпляр акта, вместе с прилагаемыми к нему материалами, в течение трех рабочих дней после окончания проведения проверки направляются с сопроводительной служебной запиской руководителю антимонопольного органа либо лицу, его замещающему (пункт 3.61 Регламента).
6.6. Руководитель антимонопольного органа либо лицо, его замещающее, рассматривает акт и материалы и принимает решение:
- о составлении докладной записки в целях проведения правовой экспертизы и решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- о передаче материалов проверки в соответствующий орган государственной власти по подведомственности в случае, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушения законодательства Российской Федерации, контроль исполнения которого не входит в компетенцию антимонопольного органа;
- о возбуждении административного производства по привлечению к ответственности за невыполнение в срок предписания антимонопольного органа;
- о передаче материалов проверки в структурное подразделение ФАС России (отдел территориального органа), проводившее проверку, в случае отсутствия оснований для принятия мер реагирования (пункт 3.69 Регламента).