О признании пониженной налоговой ставки налоговой льготой, а также о праве налогового органа при проведении камеральных проверок истребовать документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, применение дифференцированных налоговых ставок

Министерство финансов РФ письмо от 03.09.2015 № 03-05-05-01/50668
| официальная переписка | печать

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо, и сообщается следующее.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы по налогу либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом.

В соответствии с общими условиями установления налогов, предусмотренными статьей 17 Кодекса, налоговая ставка является одним из самостоятельных элементов налогообложения, определение которой необходимо для признания соответствующего налога установленным. Кодексом не предоставлено налогоплательщику право отказаться от установленной законодательством о налогах и сборах налоговой ставки либо изменить ее размер, в том числе отказаться от пониженной налоговой ставки, установленной в соответствии с Кодексом.

В отличие от обязательных элементов налогообложения налоговая льгота, являющаяся самостоятельным элементом налогообложения, может предусматриваться в акте законодательства о налогах и сборах при установлении налога лишь в необходимых случаях (пункт 2 статьи 17 Кодекса).

Законодательством о налогах и сборах предусматриваются особенности налогообложения, а также различные преимущества для отдельных категорий налогоплательщиков не только в виде налоговых льгот, но и относительно обязательных элементов налогообложения. При установлении обязательных элементов налогообложения и определении по ним различных преимуществ для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не утрачивают своей специфической сущности и не подменяются законодательством о налогах и сборах необязательным элементом налогообложения - налоговой льготой (льготой по налогу).

Следовательно, в формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения.

Пунктом 1 статьи 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 6 статьи 88 Кодекса налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных налоговых проверок истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы. При этом статьей 88 Кодекса прямо не предусмотрено истребование налоговыми органами у налогоплательщиков при проведении камеральных налоговых проверок документов, подтверждающих право на применение дифференцированных налоговых ставок, установленных законодательством о налогах и сборах.

Вместе с тем в силу пункта 7 статьи 88 Кодекса налоговые органы не вправе при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 3 статьи 88 Кодекса в случае, если в ходе камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В.А.ПРОКАЕВ