О введении прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ

Министерство финансов РФ письмо от 04.04.2017 № 03-04-05/19771
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу введения прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.

С 1992 года и по 2000 год, то есть в течение 9 лет, в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налогообложения по подоходному налогу с физических лиц и, несмотря на многочисленные изменения шкалы ставок налога (менялась 9 раз и имела различные диапазоны совокупного дохода), оказалась неэффективной.

На протяжении всего этого периода работодатели постоянно стремились минимизировать реально выплачиваемые доходы в целях снижения налоговой нагрузки.

В связи с введением с 1 января 2001 года в действие главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации прогрессивная шкала налоговых ставок была отменена.

Одной из главных причин отмены прогрессивной шкалы налоговых ставок явились негативные последствия ее применения, а именно сокрытие доходов, их дробление, распределение на подставных, а также вымышленных лиц, выплаты полученных доходов в конвертах и другие нарушения.

В настоящее время наблюдается стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц. Так, поступления налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составили в 2013 году - 2 497,8 млрд рублей, в 2014 году - 2 688,7 млрд рублей, в 2015 году - 2 806,5 млрд рублей, в 2016 - 3017,3 млрд рублей.

Введение прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц потребует изменения порядка администрирования налога и механизма уплаты в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

В действующей системе налогообложения 93,8 процента поступлений налога на доходы физических лиц обеспечивается за счет удержания налога организациями и индивидуальными предпринимателями (налоговыми агентами) при непосредственной выплате дохода, то есть в большинстве случаев физические лица не декларируют свои доходы и не уплачивают налог, так как в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах эта обязанность возложена на налоговых агентов.

В конструкции прогрессивной шкалы налоговых ставок, если в течение налогового периода налогоплательщик получает доходы от нескольких налоговых агентов, то налоговым агентам не представляется возможным определить совокупный доход налогоплательщика в целях применения налоговой ставки в рамках предлагаемых изменений.

Как следствие, указанное влечет необходимость либо введения обязанности декларирования доходов всеми налогоплательщиками, имеющими более одного источника дохода, либо необходимость определения налоговыми органами совокупного дохода таких налогоплательщиков и направления им налогового уведомления на уплату налога.

Таким образом, введение прогрессивной шкалы налоговых ставок усложнит процедуру уплаты налога на доходы физических лиц, что, в свою очередь, повлечет дополнительные расходы бюджета по администрированию налога в новых условиях, а также может привести к увеличению теневой занятости и снижению поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку усложнятся механизмы декларирования и уплаты налога на доходы физических лиц.

Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в основном одобрены Правительством Российской Федерации 13 октября 2016 г.) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.

Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН