Департамент налоговой и таможенной политики (далее — Департамент) в связи с письмом в отношении применения положений налогового законодательства Российской Федерации сообщает следующее.
На основании статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер зачитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Так, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция).
Согласно пункту 1 статьи 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к:
а) такому постоянному учреждению;
б) продажам в этом другом государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение;
в) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.
Согласно статье 5 Конвенции термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание консультационных услуг по разработке нормативно-технической документации осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном Государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации.
В случае удержания налога с юридических лиц у источника выплаты в иностранном Государстве, с которым у Российской Федерации действует международное соглашение об избежании двойного налогообложения, не в соответствии с положениями Конвенции, данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.
Налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган иностранного Государства за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции.
При этом перечень необходимых документов и метод возврата уплаченных средств на территории иностранного Государства устанавливаются его национальным законодательством. Ввиду вышеизложенного налогоплательщику необходимо обратиться в компетентный орган иностранного Государства для разъяснения положений законодательства Республики Казахстан.
Дополнительно сообщаем, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан путем обмена нотами заключено Соглашение о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции.
Указанное Соглашение освобождает от необходимости апостилирования соответствующих документов, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан с 01.01.2011.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов