Об учете для целей налогообложения прибыли доходов, полученных в Республике Казахстан по договору на оказание консультационных услуг

Министерство финансов РФ письмо от 10.04.2017 № 03-08-05/21229
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики (далее — Департамент) в связи с письмом в отношении применения положений налогового законодательства Российской Федерации сообщает сле­дующее.

На основании ста­тьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.

Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер зачитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным до­гово­ром Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся нало­го­обложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем пре­ду­смот­ренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных до­гово­ров Российской Федерации.

Так, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан действует Конвенция об устранении двойного нало­го­обложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 (далее — Конвенция).

Согласно пунк­ту 1 ста­тьи 7 Конвенции прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к:

а) такому постоянному учреждению;

б) продажам в этом другом государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение;

в) другой предпринимательской дея­тельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.

Согласно ста­тье 5 Конвенции термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного до­гово­ра на оказание консультационных услуг по разработке нормативно-технической до­кумен­тации осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном Государстве, подлежат нало­го­обложению в Российской Федерации.

В случае удержания налога с юридических лиц у источника выплаты в иностранном Государстве, с которым у Российской Федерации действует международное соглашение об избежании двойного нало­го­обложения, не в соответствии с положениями Конвенции, данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не зачитывается.

Налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган иностранного Государства за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции.

При этом перечень необходимых до­кумен­тов и метод возврата уплаченных средств на территории иностранного Государства устанавливаются его национальным законодательством. Ввиду вышеизложенного налогоплательщику необходимо обратиться в компетентный орган иностранного Государства для разъяснения положений законодательства Республики Казахстан.

Дополнительно сообщаем, что между Российской Федерацией и Республикой Казахстан путем обмена нотами заключено Соглашение о порядке признания официальных до­кумен­тов, подтверждающих резидентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции.

Указанное Соглашение освобождает от необходимости апостилирования соответствующих до­кумен­тов, выданных компетентными органами Российской Федерации и Респуб­лики Казахстан с 01.01.2011.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента

А.А. Смирнов

читайте также