Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом касательно налогообложения доходов иностранной организации — резидента Великобритании от сдачи в аренду контейнеров-цистерн российской организации для целей как международных перевозок грузов, так и перевозок между пунктами, находящимися в пределах территории Российской Федерации, с учетом норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее — Конвенция) сообщает следующее.
Согласно нормам пункта 1 статьи 246 Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяются в соответствии нормами статьи 309 Кодекса.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 Кодекса предусмотрено, что доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, относятся к видам доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Статьей 284 Кодекса определены ставки, взимаемые с доходов от сдачи в аренду контейнеров, используемых на территории Российской Федерации и в международных перевозках.
При этом согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
В свою очередь, подпункт «h» пункта 1 статьи 3 Конвенции определяет понятие «международная перевозка» как любую перевозку морским или воздушным судном, управляемым предприятием одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда морское или воздушное судно эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве.
Также необходимо учитывать, что к прибыли, полученной лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, согласно нормам статьи 8 Конвенции относятся, в частности, доход, получаемый от сдачи в аренду морских и воздушных судов без экипажа, и прибыль от использования, содержания или сдачи в аренду контейнеров (включая трейлеры и соответствующее оборудование для транспортировки контейнеров), используемых для транспортировки товаров или изделий, в случае, если такая сдача в аренду или такое использование, содержание или сдача в аренду являются неосновными видами деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.
При этом нормами статьи 8 Конвенции установлено, что прибыль от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках подлежит налогообложению исключительно в государстве резидентства ее получателя.
Обращаем внимание, что из предоставленной в письме информации неясно, в перевозках каким транспортом будут использоваться контейнеры-цистерны, а также является ли арендодатель лицом, для которого такая сдача в аренду контейнеров является неосновным видом деятельности по отношению к эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках.
Таким образом, в случае, если налогообложение деятельности по сдаче в аренду контейнеров-цистерн не может рассматриваться в рамках статьи 8 Конвенции, следует руководствоваться нормами статьи 5 «Постоянное представительство» и статьи 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Конвенции.
Также отмечаем, что с учетом норм пункта 2 статьи 28 Конвенции Конвенция между Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Правительством Союза Советских Социалистических Республик об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 31 июля 1985 г. прекратила свое действие.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов