Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом от 15 июня 2012 г. № 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, если законодательством Российской Федерации не установлено иное.
Одновременно отмечаем, что согласно статье 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Порядок выплаты дивидендов акционерными обществами установлен в главе V «Дивиденды общества» Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определено, что общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом).
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Кодекса источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.
Порядок исчисления налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, и особенности исполнения функций налогового агента при выплате доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, установлены статьей 275 Кодекса.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 275 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом, российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом по налогу на прибыль организаций.
Кроме того, пунктом 1 статьи 226 Кодекса установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 Кодекса.
Таким образом, у общества с ограниченной ответственностью, применяющего ЕНВД, также возникает обязанность по исчислению, удержанию у физических лиц — учредителей и уплате сумм налога на доходы физических лиц.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян