Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами о правомерности применения налогоплательщиками, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ), фискальных накопителей, срок действия ключа фискального признака которых составляет 13 месяцев (далее - фискальный накопитель на 13 месяцев), сообщает следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев (далее - фискальный накопитель на 36 месяцев), используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД), пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (ПСН). При этом вышеуказанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, а также при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении режимов налогообложения, указанных в пункте 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, и общей системы налогообложения или применении контрольно-кассовой техники, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Поскольку нормы Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ не предусматривают возможности применения фискального накопителя на 13 месяцев лицами, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, при отсутствии перечисленных в данном пункте оснований, применение фискального накопителя на 13 месяцев такими налогоплательщиками является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Однако следует учитывать, что законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия сезонного (временного) характера работы, в связи с чем данный термин может быть определен налогоплательщиком самостоятельно.
Кроме этого, первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр фискальных накопителей приказом ФНС России от 03.05.2017 № СА-7-20/339@ и в настоящее время в указанный реестр не включено ни одного экземпляра такой модели.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, пользователи, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие УСН, ЕСХН, пользователи, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и ПСН, к административной ответственности не привлекаются.
При этом вышеуказанные группы налогоплательщиков, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия или дефицита на рынке фискальных накопителей на 36 месяцев, вправе применять такой фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ