В связи с письмом по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налоговым агентом при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.
Пунктом 5 статьи 45 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Поэтому в случае приобретения у иностранного лица вышеуказанных услуг как за иностранную валюту, так и за валюту Российской Федерации налог на добавленную стоимость исчисляется в рублях. При этом при приобретении услуг за иностранную валюту согласно пункту 3 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов независимо от курса иностранной валюты, по которому стороны договорились исполнять свои договорные обязательства и принимают к учету приобретенные товары.
Согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении работ (услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, после принятия на учет работ (услуг).
Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента налог на добавленную стоимость, имеет право на вычет сумм этого налога, фактически уплаченных в бюджет.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова