Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее — Федеральный закон № 290-ФЗ) (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Таким образом, при возврате денежных средств покупателю ККТ применяется в обязательном порядке.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» функции определения порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства возложены на Банк России.
Таким образом, по вопросам соблюдения указанного порядка (формирования приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров) целесообразно обратиться в Банк России.
Согласно пункту 4 статьи 4.3 Федерального закона № 54-ФЗ кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) формируется после формирования отчета об открытии смены, но не позднее формирования отчета о закрытии смены при выполнении корректировки расчетов, которые были произведены ранее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», предусматривающий различные версии форматов фискальных документов. Методические рекомендации по его применению, в том числе по вопросам формирования кассовых чеков, будут размещены на официальном сайте ФНС России.
В этой связи по вопросам о применении реквизитов и форматов кассовых чеков, а также о формировании кассовых чеков в зависимости от различных условий целесообразно обратиться в ФНС России.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из Федерального закона № 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» (далее — постановление Госкомстата России № 132) утверждены соответствующие формы первичной учетной документации, в том числе форма КМ-4 (журнал кассира-операциониста).
Учитывая, что постановление Госкомстата России № 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ, оно не относится к законодательству Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и, следовательно, не подлежит обязательному применению.
Таким образом, заполнение формы КМ-4, утвержденной указанным постановлением, не требуется.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Дополнительно обращаем внимание, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещена справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Заместитель директора Департамента
В.А. Прокаев