Федеральная налоговая служба рассмотрела вопрос предоставления имущественного налогового вычета при проведении инспекциями выездных налоговых проверок и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в частности имущественных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 220 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
При этом подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса установлено, что вместо получения имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.
Кроме того, налогоплательщик подлежит полному освобождению от обложения дохода по сделкам продажи имущества в случае нахождения его в собственности не менее пяти лет, а для отдельных случаев, в частности в отношении имущества, полученного налогоплательщиком в порядке наследования, - не менее трех лет (статья 217.1 Кодекса).
Получение имущественного налогового вычета является правом налогоплательщика, носит заявительный характер и может быть реализовано путем представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц с заявлением в ней права на указанный вычет.
Вместе с тем с целью соблюдения прав налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок в отношении налогоплательщиков, получивших доходы от продажи недвижимого имущества и не представивших налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц либо не отразивших полученные доходы в указанных налоговых декларациях, налоговым органам следует учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Таким образом, по результатам проведенных мероприятий налогового контроля, с учетом полученных от налогоплательщика документов, пояснений налоговыми органами определяются окончательные налоговые обязательства проверяемого налогоплательщика с учетом конкретных фактических обстоятельств в том числе в отношении имущественного налогового вычета: либо в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущества, либо, в случае отсутствия таких документов, в размере, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК