В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении для целей налогообложения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости и сообщается следующее.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ и 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Данная редакция абзаца шестого пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации действует с 1 января 2015 года.
Налогообложение земельных участков, в отношении которых осуществлялся пересмотр кадастровой стоимости в 2014 году, производится с учетом положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В силу пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указанные выше положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ (22 июля 2014 года).
Таким образом, применение сведений о кадастровой стоимости зависит от даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и от даты завершения его рассмотрения, а не от даты вступления в силу соответствующих решений.
На основании статьи 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результатом рассмотрения спора по существу является решение арбитражного суда, которое содержит дату его принятия.
Учитывая изложенное, полагаем, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ) не применяются в отношении сведений о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной стоимости по решению суда, принятому до 22 июля 2014 года. Следовательно, сведения о такой кадастровой стоимости могут применяться для целей налогообложения не ранее 1 января 2015 года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.В. Сашичев