Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Казенного бюджетного профессионального образовательного учреждения области по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде сумм возмещения, полученных налогоплательщиком в результате изъятия земельных участков для государственных нужд области, сообщает следующее.
В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Данный перечень доходов является исчерпывающим.
Согласно позиции Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19742, от 11.07.2012 № 03-03-06/1/334, от 25.08.2010 № 03-03-06/1/567 и др; ФНС России от 19.03.2010 № 3-1-11/192@) средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 Кодекса не поименованы, в связи с чем они подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.
Вместе с тем в письме Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097@, указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.06.2009 № 2019/09 по делу № А32-7432/2007-56/191-2008-56/23 сделал вывод, что поскольку принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, а законодателем не предусмотрено включение в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд, то взимание с такого собственника налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
Пунктом 61.9 главы 12 «Регламента арбитражных судов Российской Федерации» <1>, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 № 7, предусмотрено, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной.
--------------------------------
<1> Регламент арбитражных судов действует до принятия Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации соответствующих решений по организации работы арбитражных судов в Российской Федерации и их утверждения Пленумом Верховного Суда Российской Федерации (часть пятая статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на прибыль доходов в виде суммы возмещения, полученной налогоплательщиком в результате изъятия земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, налоговым органам следует принимать во внимание сложившуюся судебную практику.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.САТИН