Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных при продаже указанными лицами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, непрерывно принадлежащих налогоплательщику на праве собственности менее одного года, и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Кодекса разъясняем следующее.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса предусмотрено, что к доходам от источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от реализации в Российской Федерации долей участия в уставном капитале организаций.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы от продажи физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, доли в уставном капитале российской организации являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
В отношении доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов, за исключением отдельных видов доходов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, чем ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 Кодекса, включая расходы в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала, а также расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 Кодекса, не применяются.
Исходя из вышеизложенного доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, от продажи доли в уставном капитале российской организации подлежат налогообложению в Российской Федерации с полной суммы дохода с применением налоговой ставки 30 процентов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227, 227.1 и 228 Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица, получившие доход от продажи имущества и имущественных прав, самостоятельно исчисляют суммы налога на доходы физических лиц, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Минфина России не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН