Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ).
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 3 статьи 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица на основании положений статьи 61 ГК РФ и пункта 2 статьи 25 Федерального закона № 129-ФЗ (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).
В отношении необходимости уведомления регистрирующего органа о принятии решения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения этого юридического лица, сообщается следующее.
С 1 января 2016 года Федеральный закон № 129-ФЗ (пункт 6 статьи 17) дополнен положениями, в соответствии с которыми документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов»).
Таким образом, юридическим лицам, планирующим изменить адрес, при котором изменяется их место нахождения, необходимо сообщить в регистрирующий орган о принятии соответствующего решения. При этом не сообщившие об этом юридические лица не могут обратиться в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения адреса юридического лица.
Вышеуказанные положения статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ гарантируют защиту прав кредиторов юридических лиц, планирующих изменить свой адрес.
Учитывая изложенное, действующее законодательство Российской Федерации содержит положения, обеспечивающие решение изложенных в обращении проблем, связанных с адресами юридических лиц.
Заместитель директора Департамента
А.А. Смирнов