Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения, сообщает.
В соответствии с абзацем вторым статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 Федерального закона № 255-ФЗ, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона № 255-ФЗ, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 1 января 2017 года, сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшалась плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) до 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшали сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не могла быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов (абзац пятый пункта 3.1 статьи 346.21 Кодекса).
Таким образом, до 1 января 2017 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый (отчетный) период могла быть уменьшена на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом пособий работникам по уходу за ребенком до 1,5 года, уплаченных (в пределах исчисленной суммы страховых взносов) в данном налоговом (отчетном) периоде, но не более чем на 50 процентов.
В аналогичном порядке производится уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2017 года.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А. Саакян