Департамент налоговой и таможенной политики в связи с обращением по вопросу применения положений статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в случае заключения соглашения о реструктуризации задолженности по кредитному договору при его окончании сообщает, что в соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщаем, что порядок заключения, изменения и расторжения договоров, возникновения и прекращения обязательств регулируется гражданским законодательством и на основании статьи 11 НК РФ применяется для целей налогообложения в том значении, в котором определяется гражданским законодательством.
Как следует из обращения, по истечении срока действия кредитного договора заемщик не произвел погашение суммы процентов в установленный договором срок (окончание договора). Сумма задолженности по процентам на основании статьи 266 НК РФ признана сомнительной и включена банком в резерв. В дальнейшем между банком-кредитором и должником-заемщиком заключено соглашение с целью погашения заемщиком неуплаченной суммы процентов по первоначальному кредитному договору и определен график платежей, позволяющий заемщику погасить задолженность.
Согласно пункту 1 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Для налогоплательщиков-банков сомнительным долгом также признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном названной статьей НК РФ (пункт 3 статьи 266 НК РФ).
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 266 НК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая указанное, сумма задолженности, в отношении которой заключено соглашение (договор) о реструктуризации и установлен новый график платежей, перестает отвечать установленным статьей 266 НК РФ признакам сомнительной задолженности и, соответственно, не учитывается при формировании резерва по сомнительным долгам на отчетную дату.
Заместитель директора Департамента
О.Ф. Цибизова