Департамент налоговой и таможенной политики, рассмотрев обращение по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) (далее - ЕСХН), сообщает.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса, в частности, доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Поэтому доходы в виде имущества, полученного по договору товарного займа, не включаются в доходы при определении объекта налогообложения при исчислении ЕСХН.
2. Перечень расходов, учитываемых при исчислении ЕСХН, установленный пунктом 2 статьи 346.5 Кодекса, не предусматривает расходов в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (независимо от формы оформления заимствований), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований.
В расходах при определении налоговой базы по ЕСХН по договору кредита (займа) или иным долговым обязательствам учитываются только расходы в виде сумм уплаченных процентов на основании положений подпункта 9 пункта 2, пункта 3 статьи 346.5 и статьи 269 Кодекса.
Таким образом, возврат товарного займа не учитывается в расходах при исчислении ЕСХН.
3. На основании пункта 1 статьи 248 Кодекса налогоплательщики ЕСХН доходы от реализации зерна, полученного по договору товарного займа, учитывают в составе доходов от реализации.
При этом в целях подпункта 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса доходы от реализации зерна, полученного по договору товарного займа, не относятся к доходам от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, а учитываются в составе общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).
4. Налогоплательщики ЕСХН вправе учесть при исчислении налога расходы, указанные в пункте 2 статьи 346.5 Кодекса, в частности, материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений (подпункт 5 пункта 2 указанной статьи Кодекса), которые на основании пункта 3 статьи 346.5 Кодекса принимаются применительно к порядку, предусмотренному статьей 254 Кодекса.
Расходы на проведение посевной и уборочной кампании налогоплательщики ЕСХН вправе учесть в составе материальных расходов на основании пункта 1 статьи 254 Кодекса. При этом они могут быть произведены как за счет собственных, так и за счет заемных средств, в том числе за счет средств от реализации зерна, полученного по договору товарного займа.
5. В соответствии с пунктом 4 статьи 346.3 Кодекса налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН, если по итогам налогового периода не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, в частности, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составила менее 70 процентов.
При определении указанной доли доходы от реализации зерна, полученного по договору товарного займа, включаются в общий доход от реализации товаров (работ, услуг).
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН