Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос по вопросу истребования документов по статьям 309, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (выплата дохода с применением международных соглашений) и привлечения к налоговой ответственности при неисполнении налоговым агентом требования налогового органа, выставленного в ходе камеральной налоговой проверки, сообщает следующее.
Положениями пункта 6 статьи 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие право на такие налоговые льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.10.2013 по делу № А56-73263/2012 (далее - постановление от 11.10.2013) и определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2014 № ВАС-19096/13 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - определение от 17.01.2014 № ВАС-19096/13) суды пришли к выводу о том, что исходя из системного анализа приведенных в указанных судебных решениях норм Кодекса, в том числе статей 88, 309, 310, 312 Кодекса, и правовых позиций высших судебных инстанций требование налогового органа в ходе проведения камеральной налоговой проверки у налогового агента, выплачивающего иностранной организации доход, в рамках пункта 6 статьи 88 Кодекса документов, подтверждающих налоговые льготы, не противоречит нормам налогового законодательства, а обязанность такого налогового агента по представлению запрашиваемых в рамках пункта 6 статьи 88 Кодекса налоговым органом документов вытекает из совокупности положений статей 24, 310 и 312 Кодекса.
Кроме того, суды указали на правомерность привлечения налоговым органом налогового агента к налоговой ответственности за непредставление последним документов, подтверждающих налоговую льготу иностранных организаций, которым указанным налоговым агентом выплачивается доход, запрашиваемых в ходе проведения камеральной налоговой проверки на основании пункта 6 статьи 88 Кодекса.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» позиция об отсутствии правовых оснований у налоговых органов по применению нормы пункта 6 статьи 88 Кодекса в отношении налоговых агентов, выплачивающих иностранным организациям доход, в ходе проведения камеральной налоговой проверки для подтверждения правомерности применения налоговой льготы при исчислении, удержании и перечислении соответствующих сумм налогов отсутствует.
В отношении вопроса о возможности привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности за непредставление истребуемых налоговыми органами в рамках камеральной налоговой проверки документов у налоговых агентов, выплачивающих иностранным организациям доход, а также принимая во внимание судебную практику, ФНС России сообщает о наличии оснований для такого привлечения к налоговой ответственности.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ