Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке оформления первичных учетных документов для целей налогообложения и сообщает следующее.
Согласно статье 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
В соответствии с положениями статьи 252 НК РФ расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, формы которых определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом форма первичного учетного документа должна содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.
Таким образом, Закон № 402-ФЗ определяет перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа, но не устанавливает конкретные виды документов, которые должны применяться экономическими субъектами в качестве первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни.
При этом если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то применяться должны установленные действующим законодательством формы документов.
По вопросу вычета налога на добавленную стоимость сообщаем следующее.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров в Российскую Федерацию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6—8 статьи 171 НК РФ.
Указанными пунктами статьи 171 НК РФ предусмотрены особенности вычета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком непосредственно в бюджет, а также сумм налога, уплаченных сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.
Таким образом, вычет сумм налога на добавленную стоимость в отношении иных случаев приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) без наличия счетов-фактур НК РФ не предусмотрен.
Одновременно сообщаем, что вопрос об оформлении путевых листов к компетенции Департамента не относится.
Заместитель директора Департамента
А. А. СМИРНОВ