Вопрос: Согласно п. 2 ст. 25.14 НК РФ уведомление о КИК представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с гл. 25 НК РФ.
На основании пп. 12 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения дохода в виде прибыли КИК признается:
- 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, или
- 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется прибыль КИК, - в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности.
При этом в течение 2017 г. несколько КИК были ликвидированы в связи с их реорганизацией путем присоединения к одной КИК. Согласно их финансовой отчетности, составленной на дату ликвидации, у одних КИК заявлена прибыль, у других - убыток.
При этом согласно стандартам МСФО при составлении финансовой отчетности по КИК-правопреемнику числовые показатели финансовой отчетности реорганизованных иностранных компаний не учитываются.
1. Обязано ли ПАО направлять в налоговый орган уведомления о КИК за 2017 г. по иностранным компаниям, ликвидированным до 31.12.2017 в связи с их реорганизацией в форме присоединения к одной КИК?
2. Обязано ли ПАО учитывать полученную ликвидированными иностранными компаниями до 31.12.2017 прибыль (убыток) в 2016 г. при формировании декларации по налогу на прибыль за 2017 г. на основании индивидуальной финансовой отчетности каждой из ликвидированных КИК, а также рассчитывать и уплачивать налог на прибыль с учетом финансового результата, отраженного в индивидуальной финансовой отчетности каждой из ликвидированных КИК, либо полученная ликвидированными иностранными компаниями прибыль (убыток) учитывается в совокупности с прибылью (убытком) КИК-правопреемником, к которой осуществлено присоединение?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ПАО от 27.02.2018 и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
При этом в случае если контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании по причине ее реорганизации путем присоединения к одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то, по мнению Департамента, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в отношении контролируемой иностранной компании - правопреемника.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 25.14 Кодекса в случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица)).
2. Пунктом 3 статьи 25.15 Кодекса предусмотрено, что прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, а в случае если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года контролируемой иностранной компании.
При этом в соответствии с подпунктом 12 пункта 4 статьи 271 Кодекса датой получения дохода в виде прибыли контролируемой иностранной компании признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом такой компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, а в случае отсутствия в соответствии с личным законом такой компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности - 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания календарного года, за который определяется ее прибыль.
Если контролирующее лицо прекратило участие в контролируемой этим лицом иностранной компании по причине ее реорганизации путем присоединения к одной контролируемой иностранной компании нескольких контролируемых иностранных компаний, то, по мнению Департамента, такой факт реорганизации контролируемой иностранной компании сам по себе не является основанием для невключения прибыли такой компании при определении прибыли контролируемой иностранной компании - правопреемника.
Также необходимо отметить, что если на 31 декабря текущего налогового периода налогоплательщик является контролирующим лицом контролируемой иностранной компании в соответствии с пунктом 3 статьи 25.13 Кодекса, участие в которой началось в текущем периоде, то прибыль контролируемой иностранной компании за финансовый год, который завершился в предшествующем налоговом периоде, учитывается налогоплательщиком - контролирующим лицом при определении налоговой базы текущего налогового периода в случае, если в текущем налоговом периоде не было принято решение о распределении прибыли такой контролируемой иностранной компании либо на дату принятия указанного решения налогоплательщик уже являлся контролирующим лицом контролируемой иностранной компании.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ