Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение о транспортном налоге и налоге на имущество организаций и сообщает следующее.
Согласно статье 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса, порядок и сроки уплаты налога, определяют особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с данной главой, могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пунктом 25 статьи 381 Кодекса предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
С 1 января 2018 года в силу статьи 381.1 Кодекса налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 Кодекса, в связи с передачей соответствующих полномочий на региональный уровень применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 3.3 статьи 380 Кодекса предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, не освобожденного от налогообложения законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 381.1 Кодекса, не могут превышать в 2018 году 1,1 процента, а с 2019 года 2,2 процента.
Таким образом, если решение об установлении с 2018 года налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Кодекса, не принято в субъекте Российской Федерации, в 2018 году в отношении указанного движимого имущества применяется налоговая ставка не выше 1,1 процента.
Внесение изменений в указанный выше порядок налогообложения движимого имущества в настоящее время Минфином России не рассматривается.
Одновременно сообщается, что в соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации (Определение от 14.12.2015 № 451-О), оценка положений пункта 1 статьи 374 Кодекса во взаимосвязи со статьями 17, 19, 38, 53 и 358 Кодекса позволяет сделать вывод, что налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы и, следовательно, не могут рассматриваться как допускающие двойное налогообложение одного и того же экономического объекта, а потому - как нарушающие принципы справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ