Вопрос: НПФ как налоговый агент на основании заявлений и соответствующих документов предоставляет физлицам, получающим доход в виде негосударственной пенсии в рамках договора негосударственного пенсионного обеспечения, стандартные налоговые вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц согласно ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В большинстве случаев стандартный налоговый вычет НПФ предоставляет в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 218 НК РФ пенсионерам-инвалидам, для которых оформление и предоставление налоговому агенту документов сопряжено с большими трудностями, так как клиентами являются пенсионеры, проживающие на территории всей Российской Федерации, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах.
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в срок до 1 января 2019 г. негосударственные пенсионные фонды, являющиеся некоммерческими организациями и не осуществляющие деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, подлежат преобразованию в акционерные пенсионные фонды.
Может ли НПФ как налоговый агент после реорганизации в форме преобразования из одной организационно-правовой формы в другую и учитывая, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юрлица в отношении других лиц не изменятся, продолжить предоставление стандартных вычетов по НДФЛ пенсионерам-клиентам по заявлениям, поданным в НПФ до реорганизации?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо от 22.03.2018 о порядке предоставления стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Пунктом 1 статьи 24 Кодекса установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса. Указанные российские организации именуются в главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса налоговыми агентами (пункт 1 статьи 226 Кодекса).
Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
При этом вновь возникшее юридическое лицо является правопреемником в части уплаты налога на доходы физических лиц за те налоговые периоды, обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за которые не исполнена реорганизованным юридическим лицом до завершения реорганизации.
Следовательно, созданная в результате реорганизации в форме преобразования организация является новым самостоятельным юридическим лицом, признаваемым в соответствии с положениями статей 24 и 226 Кодекса налоговым агентом в отношении производимых ею выплат.
Пунктом 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Соответственно, в целях получения стандартных налоговых вычетов физические лица вновь обязаны представить заявления и документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты, в акционерные пенсионные фонды, возникшие в результате реорганизации в форме преобразования согласно статье 57 Гражданского кодекса и пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН