Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 290-ФЗ))(далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
Федеральным законом № 54-ФЗ определены отдельные виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых расчеты могут производиться без применения ККТ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети Интернет вышеуказанный перечень, а также внесенные в него изменения.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ Минкомсвязи России приказом от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (зарегистрирован в Минюсте России 29.12.2016 № 45053) установило, что критерием определения отдаленных от сетей связи местностей для целей применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, является численность населения указанных местностей. Для целей данного приказа численность населения не должна превышать 10 тысяч человек.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ до 01.07.2018 при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 290-ФЗ).
Пунктом 7.1 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ предусмотрено, в частности, право для вышеуказанных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю и не имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, не применять ККТ до 01.07.2019.
В соответствии с новым порядком применения ККТ данные о наличных денежных расчетах направляются в адрес налоговых органов в режиме реального времени (online), что позволит создать современную автоматизированную систему полного учета выручки и контроля за применением ККТ, а также сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств.
Принятые изменения создадут условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упрощая возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Новый порядок применения ККТ позволит вовлечь потребителей товаров и услуг в гражданский контроль за счет проверки легальности кассового чека через бесплатное мобильное приложение, с помощью которого в случае возникновения вопросов можно направить жалобу в ФНС России.
В настоящее время в продаже представлена ККТ стоимостью менее 18 тысяч рублей, включая фискальный накопитель, которая доступна для заказа у производителей ККТ с фиксированным сроком доставки.
При этом отмечаем, что Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, в частности, введение для индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения, налоговых вычетов на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 тысяч рублей на каждый экземпляр ККТ при условии ее регистрации в налоговых органах с 01.02.2017 до 01.07.2019 (для отдельных категорий указанных налогоплательщиков — до 01.07.2018).
В указанные расходы по приобретению ККТ включаются в том числе затраты на покупку фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнение сопутствующих работ и оказание услуг (услуг по настройке ККТ и прочих), затраты на модернизацию ККТ для соответствия требованиям Федерального закона № 54-ФЗ.
Возможность получения такого налогового вычета позволит снизить финансовую нагрузку на индивидуальных предпринимателей, возросшую в связи с необходимостью приобретения указанной ККТ и обязательностью ее применения при осуществлении расчета с покупателем (клиентом).
Обращаем внимание, что из порядка применения ККТ исключена обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ, что снижает стоимость использования техники. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию.
На официальном сайте ФНС России в сети Интернет в разделе «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» размещены справочная информация о новом порядке применения ККТ, в частности, о моделях и экземплярах ККТ, соответствующей требованиям нового регулирования, сведения о выданных разрешениях на обработку фискальных данных, ответы на часто задаваемые вопросы и иные информационные материалы.
Заместитель директора Департамента
В.А. ПРОКАЕВ