Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение, поступившее по информационным сетям общего пользования (от 16.05.2018), и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 290-ФЗ)) (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 54-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.
Согласно статье 1.1 Федерального закона № 54-ФЗ под расчетами понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.
Согласно пункту 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
С учетом изложенного, при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе денежных средств обслуживающей покупателя (клиента) кредитной организацией.
Вместе с тем обращаем внимание, что в целях устранения неопределенности относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 344028-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», согласно которому под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за товары, работы, услуги.
Законопроектом предполагается, что при осуществлении расчетов в безналичной форме (за исключением расчетов, указанных в пункте 5 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в редакции законопроекта), исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя, но не позднее момента передачи товара, момента начала выполнения работы или оказания услуги.
Статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ определены обязательные реквизиты, которые должны содержать кассовый чек и бланк строгой отчетности, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом, в том числе «наименование товаров, работ, услуг».
При этом Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к указанному реквизиту.
В соответствии с пунктом 17 статьи 7 Федерального закона № 290-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, указание в кассовом чеке и бланке строгой отчетности наименования товара (работы, услуги) и их количества является обязательным с 01.02.2021.
При этом законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники не содержит требований по использованию «товарно-учетной системы».
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4.1 Федерального закона № 54-ФЗ разработан приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию», предусматривающий различные версии форматов фискальных документов и соответствующие реквизиты фискальных документов.
Так, в случае реализации товаров (работ, услуг) сторонних организаций в структуре кассового чека (бланка строгой отчетности) необходимо указать реквизиты «признак агента», «данные поставщика», а также «ИНН поставщика» к соответствующей товарной позиции.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А. ПРОКАЕВ