В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо от 8 июня 2018 г. по вопросу об уплате земельного налога и сообщается следующее.
В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств и исполняется по общему правилу налогоплательщиком самостоятельно.
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником в порядке, определенном статьей 50 Налогового кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 50 Налогового кодекса при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения обязанностей по уплате налогов не возникает.
Следовательно, права и обязанности налогоплательщика - реорганизованного юридического лица переходят к выделенной в процессе реорганизации организации в общеустановленном порядке с момента признания такой организации налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. № 54, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре недвижимости указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Как следует из пункта 5 вышеназванного постановления, универсальное правопреемство, предусматривающее переход к правопреемнику вещных прав на земельные участки в силу закона независимо от регистрации перехода соответствующих прав, не применяется в случае реорганизации юридического лица в форме выделения.
Учитывая изложенное, полагаем, что при реорганизации организации в форме выделения обязанность по уплате земельного налога и представлению в налоговые органы налоговой отчетности возникает у выделенной организации с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о правах этой организации на земельный участок.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ