В связи с часто поступающими обращениями федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные казенные учреждения, являющиеся операторами курортного сбора, по вопросам перечисления денежных средств от уплаты курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте, а также возмещения расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора за время его пребывания на территории действия эксперимента, Министерство финансов Российской Федерации сообщает следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) оператором курортного сбора осуществляется перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.
Оператором курортного сбора в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона № 214-ФЗ определено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается размер курортного сбора, в том числе порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 214-ФЗ установлено, что сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.
Следовательно, сумма курортного сбора, взимаемая операторами курортного сбора с плательщиков курортного сбора, не связана с расчетами по оплате проживания последних в объектах размещения, при этом данные платежи, поступающие как в наличной, так и в безналичной форме, следует разделять с целью обеспечения поступления денежных средств от уплаты курортного сбора в полном объеме в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте.
При этом операции по перечислению оператором курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации средств курортного сбора, поступивших ему, целесообразно учитывать на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств (с кодом 05), открытый на балансовом счете № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение» в территориальном органе Федерального казначейства по месту своего обслуживания, с последующим перечислением указанных средств на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 125н (далее - Порядок № 125н), с указанием в платежном документе кода классификации доходов бюджетов субъекта Российской Федерации по соответствующему администратору дохода, администрирующему средства курортного сбора, согласно перечню главных администраторов доходов, утвержденному законом о бюджете субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, обращаем внимание, что в случае взимания суммы курортного сбора оператором курортного сбора с плательщиков курортного сбора в составе оплаты проживания в объектах размещения и учета этих сумм, в том числе курортного сбора, в доходах федерального бюджета оператору курортного сбора надлежит осуществить уточнение/перечисление сумм курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте, в соответствии с Порядком № 125н.
Исходя из вышеизложенных норм Федерального закона № 214-ФЗ, а также согласно положениям Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н, и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н, в случае если федеральное государственное казенное учреждение в рамках эксперимента является оператором курортного сбора, то операции по учету сумм курортного сбора подлежат отражению в бухгалтерском учете на счете 3 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» с отражением следующих бухгалтерских записей: по дебету 3 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».
Обращаем внимание, что для осуществления полномочий оператора курортного сбора закрепление полномочий главного администратора (администратора) доходов от поступающей платы за пользование курортной инфраструктурой (курортного сбора) не требуется.
Что касается вопроса возмещения расходов гражданским служащим (работникам) по уплате курортного сбора за время его пребывания на территории действия эксперимента, Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. № 813 (далее - Порядок), федеральные государственные гражданские служащие направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя (руководителя государственного органа или его аппарата либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации) или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного задания (вне постоянного места прохождения федеральной государственной гражданской службы) на территории Российской Федерации, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, в которых проводится эксперимент.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона 214-ФЗ эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, курортного сбора для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры - совокупности объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов.
При этом в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 214-ФЗ плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Федеральный государственный гражданский служащий (далее - гражданский служащий) направляется в служебную командировку на территорию субъекта Российской Федерации, в котором проводится эксперимент, для выполнения служебного задания и обладает соответствующим статусом.
Вместе с тем, учитывая, что операторы курортного сбора взимают курортный сбор, в том числе с гражданских служащих (принимая во внимание, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 214-ФЗ гражданские служащие не освобождены от уплаты курортного сбора), в вопросах возмещения гражданским служащим расходов на оплату курортного сбора следует руководствоваться положениями Порядка, касающимися возмещения гражданскому служащему расходов, связанных с направлением в служебную командировку.
Так, согласно пункту 11 Порядка при направлении гражданского служащего в служебную командировку ему гарантируются сохранение должности гражданской службы и денежного содержания, а также возмещаются:
а) расходы по проезду к месту командирования и обратно - к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы;
б) расходы по проезду из одного населенного пункта в другой, если гражданский служащий командирован в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах;
в) расходы по найму жилого помещения;
г) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);
д) иные расходы, связанные со служебной командировкой (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения или ведома представителя нанимателя или уполномоченного им лица).
Таким образом, при представлении гражданским служащим представителю нанимателя документов, подтверждающих оплату гражданским служащим курортного сбора в течение нахождения в служебной командировке на территории субъекта Российской Федерации, в котором проводится эксперимент, с целью возмещения гражданскому служащему соответствующих расходов, данные расходы целесообразно относить к иным расходам, связанным со служебной командировкой (подпункт «д» пункта 11 Порядка), и осуществлять возмещение гражданскому служащему соответствующих расходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н, отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) государственного органа, включая возмещение иных расходов, связанных со служебными командировками, в том числе при отнесении к ним расходов по уплате курортного сбора, осуществляется по аналогии с отражением возмещения иных расходов, связанных с командированием гражданских служащих по коду вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» и КОСГУ 212.
В.В.КОЛЫЧЕВ
* Письмо доведено для использования в работе письмом ФНС России от 24.07.2018 № АС-4-5/14251 (примеч. ред.).