Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении патентной системы налогообложения и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с упрощенной системой налогообложения.
Пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса установлено, что при применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем.
Исходя из сложившейся судебной практики (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2016 № 306-КГ16-4814, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2016 № Ф06-4859/2015, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 № 11АП-13561/2015, Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.08.2015 по делу № А72-3380/2015) ограничение, предусмотренное пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, не может распространяться на иные режимы налогообложения, поскольку находится в главе, регулирующей исключительно патентную систему налогообложения.
Таким образом, при совмещении патентной системы налогообложения и упрощенной системы налогообложения в целях соблюдения ограничения, установленного пунктом 5 статьи 346.43 Кодекса, следует вести раздельный учет средней численности работников, занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках патентной системы налогообложения и в рамках упрощенной системы налогообложения.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН