Об учете в целях налога на прибыль расходов на изготовление и распространение среди потенциальных покупателей образцов товаров

Министерство финансов РФ письмо от 28.09.2018 № 03-03-06/1/69813
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли расходов, связанных с изготовлением и распространением среди потенциальных покупателей образцов товаров, и сообщает следующее.

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 № 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса для целей налогообложения прибыли в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

В пункте 4 статьи 264 Кодекса указаны виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли организаций.

При этом квалификация расходов в качестве рекламных должна осуществляться с учетом положений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»).

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 20.06.2018 № АД/45557/18, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.

По мнению специалистов ФАС России, если информация отвечает признакам рекламы и имеет некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Федерального закона «О рекламе».

Заместитель директора Департамента
А. А. СМИРНОВ