Об определении места нахождения (адреса) и места осуществления деятельности юрлица в целях постановки на учет в налоговом органе

Министерство финансов РФ письмо от 06.09.2018 № 03-12-13/63746, № 03-12-13/63812
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Из положений пунктов 2 и 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что место нахождения юридического лица определяется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом необходимо отметить, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является основанием для внесения в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Что касается возможности осуществления юридическим лицом деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, а по иному адресу, то законодательство Российской Федерации не исключает такую возможность.

Вместе с тем необходимо отметить, что исходя из положений пункта 3 статьи 83 и пункта 4 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) постановка российской организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения осуществляется с учетом адреса юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ.

При осуществлении российской организацией деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, может идти речь о создании обособленного подразделения организации, понятие которого дано в статье 11 Кодекса.

В этом случае российская организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 83 Кодекса (для филиалов и представительств организации на основании сведений о филиале или представительстве, содержащихся в ЕГРЮЛ) или пунктом 4 статьи 83 Кодекса (для обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, на основании сообщения организации по установленной форме).

Заместитель директора Департамента
А. А. СМИРНОВ