Вопрос: ООО заключило договор авторского заказа с гражданином Белоруссии на создание иллюстраций. Гражданин постоянно зарегистрирован и проживает на территории Республики Беларусь, работу выполняет удаленно на территории своего государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный только от источников в Российской Федерации (Письма Минфина России от 20.02.2016 № 03-04-06/9783, от 10.02.2017 № 03-04-06/7832).
В соответствии с пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации. С учетом этого доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение удаленной работы за пределами Российской Федерации не подлежат обложению НДФЛ в Российской Федерации (Письма Минфина России от 24.01.2017 № 03-04-06/3270, от 22.12.2016 № 03-04-06/76921, от 07.09.2016 № 03-04-09/52418, от 06.09.2016 № 03-04-06/52159).
В то же время ст. 7 НК РФ установлено преимущество норм международных договоров по вопросам налогообложения над российскими.
Так, согласно ст. 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (г. Москва, 21.04.1995) (далее - Соглашение от 21.04.1995) вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (Белоруссии) в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве (России), если вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве (России), или если расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве (Белоруссии), имеет в другом Договаривающемся Государстве (России).
Таким образом, ст. 14 Соглашения от 21.04.1995 допускает возможность налогообложения доходов физических лиц от работы по найму в рассматриваемой ситуации в России. Фактически ст. 14 Соглашения от 21.04.1995 отсылает к нормам НК РФ, положениями которого не предусмотрено обложение НДФЛ вознаграждений, выплачиваемых по гражданско-правовым договорам за выполнение работы за пределами РФ иностранным гражданам, не являющимся налоговыми резидентам РФ.
Таким образом, доходы физического лица - резидента Республики Беларусь в виде оплаты за работу, местом выполнения которой является территория Белоруссии, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 02.04.2015 № 03-04-06/18203).
Верно ли, что не облагаются НДФЛ выплаты физическому лицу, работающему за пределами Российской Федерации, за выполнение услуг по гражданско-правовому договору?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение ООО от 03.09.2018 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц вознаграждения физического лица - гражданина Республики Беларусь, оказывающего услуги по гражданско-правовому договору на территории Республики Беларусь, и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации.
Подпунктом 6 пункта 3 статьи 208 Кодекса определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
При оказании физическим лицом организации услуг по гражданско-правовому договору на территории иностранного государства получаемое им вознаграждение за оказание услуг, предусмотренных данным гражданско-правовым договором, относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.
Если физическое лицо - получатель указанных доходов признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, применяются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 228 Кодекса, в соответствии с которыми физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.
Если такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии со статьей 207 Кодекса, то его доходы от источников за пределами Российской Федерации в виде вознаграждения по указанному гражданско-правовому договору, с учетом пункта 2 статьи 209 Кодекса, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН