О признании контролируемыми сделок, влекущих необходимость учета доходов (расходов), что приводит к увеличению (уменьшению) налоговой базы по налогу на прибыль и НДС, в том числе при применении УСН

Министерство финансов РФ письмо от 13.11.2018 № 03-12-11/1/81441
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 11.09.2018 и сообщает следующее.

Статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.

Условия признания сделок контролируемыми определены статьей 105.14 Кодекса.

В соответствии с пунктом 13 статьи 105.3 Кодекса положения статьи 105.14 Кодекса распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса, в том числе по налогу на прибыль организаций (за исключением части налога на прибыль организаций, исчисляемой в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний) и по налогу на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Также необходимо отметить, что в отдельных случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, а также признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Таким образом, в целях признания сделок контролируемыми необходимо руководствоваться совокупностью положений раздела V.1 и части второй Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
А.А. СМИРНОВ