Департамент налоговой и таможенной политики в связи с информацией о неполучении ответа Департамента на обращение организации от 19.10.2017 по вопросу о начислении страховых взносов на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь сообщает следующее.
Исходя из запроса следует, что в представительстве российской организации, находящемся на территории Республики Беларусь, работают по трудовым договорам граждане данной Республики. При этом указанные граждане являются застрахованными лицами в соответствии с законодательством о социальном страховании Республики Беларусь, поскольку выбрали по заявлению законодательство Республики Беларусь.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений.
Исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) и Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) иностранные граждане, работающие по трудовым договорам, но на территории иностранного государства, не являются застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования в Российской Федерации.
В связи с этим пунктом 5 статьи 420 Налогового кодекса установлено, что не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 7 Налогового кодекса, статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ, частью 2 статьи 1.1 Федерального закона № 255-ФЗ и пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 326-ФЗ предусмотрено, что в случаях если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Налоговым кодексом и указанными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор) на застрахованных, которые работают на территории той же Договаривающейся Стороны, где и проживают, а работодатель зарегистрирован на территории другой Договаривающейся Стороны, распространяется законодательство той Договаривающейся Стороны, на территории которой зарегистрирован работодатель, либо законодательство Договаривающейся Стороны по выбору застрахованного.
При этом согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г. выбор применяемого законодательства, возможность которого предусмотрена для застрахованного вышеприведенным подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Договора, оформляется путем подачи застрахованным заявления работодателю.
Таким образом, если застрахованным лицом - гражданином Республики Беларусь, работающим в обособленном подразделении российской организации на территории Республики Беларусь, не выбрано обязательное (государственное) социальное страхование по законодательству Республики Беларусь, то выплаты в его пользу по трудовому договору подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В случае если указанным гражданином Республики Беларусь выбрано обязательное (государственное) социальное страхование по законодательству Республики Беларусь, то выплаты в его пользу по трудовому договору не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В этом случае сведения о сумме выплат в пользу упомянутых граждан Республики Беларусь как незастрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования в Российской Федерации ни в одном разделе расчета по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@, не отражаются.
Исходя из положений статьи 81 Налогового кодекса при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном статьей 81 Налогового кодекса.
Поскольку в расчетах за первый квартал 2017 года и за полугодие 2017 года сведения о сумме выплат в пользу вышеупомянутых граждан Республики Беларусь были отражены, в соответствии с положениями статьи 81 Налогового кодекса организация вправе представить в налоговый орган уточненный расчет.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН